На полях сражений остались навечно - миллионы. Герои страны - каждый - достойны того, чтобы о них знали, чтобы их помнили. Историческую справедливость восстанавливают незнакомые погибшим люди. Поисковики. Реставраторы. Энтузиасты. Так, в Новосибирске в бессмертном полку появился особенный боец. Крылатый.
Миг-3. Крылатый участник войны. Он погиб под Москвой в 41-м. Но спустя почти 70 лет новосибирцы из компании «Авиареставрация» вдохнули в машину вторую жизнь.
Владимир Барсук, Лётчик-испытатель, директор института авиации имени Чаплыгина: «Ощущения человеческие были волнительные и счастливые, что есть возможность продемонстрировать самолет – участник ВОВ в момент этой важной акции. Для страны».
Борис Осятинский, Президент Фонда содействия сохранению военно-исторического наследия и созданию коллекции исторических самолетов «КРЫЛАТАЯ ПАМЯТЬ ПОБЕДЫ» (г. Москва): «МИГ-3 создавался как высотный истребитель, по своим характеристикам был уникальный по тем временам. На высоте 7 тыс метров у него скорость была 630-635 км/час. Выше скорости любого немецкого истребителя. По тем временам».
Высота и скорость определили место машины в системе противовоздушной обороны. 80% немецких бомбардировщиков, которые летели бомбить Москву, остановили именно миг-3. На миге свои первые вражеские самолеты сбил знаменитый Александр Покрышкин. В небе над Новосибирском - истребитель лейтенанта Ивана Крапивко. Летчик выжил – тогда. Он через год погибнет под Сталинградом. А самолет остался в болотах. Казалось – навсегда.
Борис Осятинский, президент Фонда содействия сохранению военно-исторического наследия и созданию коллекции исторических самолетов «КРЫЛАТАЯ ПАМЯТЬ ПОБЕДЫ» (г. Москва): «Болото - очень хороший консервант. Сохранилось большое количество деталей, сохранилась почти вся кабина, центроплан, твердая часть крыла консоли – они деревянные , хвостовая часть за кабиной – она конечно же была утрачена. А стойки шссси, кабинный отсек, моторама – все было поднято».
На восстановление ушло 4,5 года и десятки миллионов рублей. Деньги в реставрацию вложил российский коллекционер Вадим Задорожный, основатель крупнейшего в стране частного музея техники. Шесть звезд – по числу побед летчика Крапивко. Впервые в небо воскрешенный Миг взлетел в 2014-м. С тех пор – летал над солдатами Бессмертного полка. Показывал, на что способен, на городских авиашоу.
Директор института авиации, лётчик-испытатель Владимир Барсук всегда - лично за штурвалом. Именно он заново учил летать крылатого участника Великой Отечественной. К такой технике – и тогда и сейчас - особый подход.
Владимир Барсук, лётчик-испытатель, директор института авиации имени Чаплыгина: «Умений требовалось гораздо больше – таких интуитивных, наверное, таланта, данных. Но знаний, наверное, меньше, потому что современные бортовые комплексы требуют большего объема знаний и другого мышления».
Сегодня на всю Россию – две машины Миг -3. В Москве и Новосибирске. Каждую - восстанавливали буквально из небытия. Около полусотни половиной тысяч боевых самолетов – разного типа - что остались в стране после второй мировой - с началом реактивной эры начали уничтожать за ненадобностью. Сегодня самолеты той эпохи – можно пересчитать по пальцам. Бесценные. Легендарные Их возвращают к жизни – энтузиасты - участники проекта крылатая память победы.
Борис Осятинский, президент Фонда содействия сохранению военно-исторического наследия и созданию коллекции исторических самолетов «КРЫЛАТАЯ ПАМЯТЬ ПОБЕДЫ» (г. Москва): «Сам проект – «Крылатая память Победы». Идея этого проекта – создать коллекцию самолетов периода 2-й мировой войны. Чтобы в эту коллекцию вошли самолеты, которые летали - и бомбардировщики, и истребители, и разведчики – все, что летало во время войны желательно поднять в воздух».
Следующий в строю бессмертного полка - знаменитый штурмовик ИЛ-2. Пять лет назад его подняли со дна озера в Заполярье – и сейчас готовят к первому полету – в тех же цехах, что и Миг-3. Авиареставраторы, способные поставить боевую машину времен Великой Отечественной на крыло – есть только в Новосибирске.
Новосибирские энтузиасты восстанавливают самолеты времен Великой Отечественной